История абстрактного искусства Послевоенное абстрактное искусство в России

Истории послевоенной абстрактной живописи в России посвящен каталог выставки “Реалии и утопии: абстрактная живопись в коллекции Доджа” под редакцией и со вступительной статьей Дж.Шарп [45] , а также дублирующая его интернет-страница в Zimmerly Art Museum [46], где можно познакомиться с краткими биографиями художников и примерами их творчества. Интересны статьи в выставочном каталоге “Абстракция в России. ХХ век” посвященные истории послевоенного абстракционизма в Москве (Л.Кошук «Абстрактное искусство в Москве. 1950-90-е» [47]) и в Санкт-Петербурге( М.Шейнина(Тереня) «Абстрактное искусство в Петербурге 90-х» [48]). М.Шеина(Тереня), считает, что «…сохранив в себе принципы и умения геометрической, экспрессивной, структурной абстракции здесь и сейчас рождается и утверждается в произведениях художников Петербурга стиль, который можно определить как динамико-сенсорную аналитическую абстракцию…». Зачастую подобные выводы поверхностны, тем более что границы между фигуративом, символизмом и абстракционизмом в послевоенном русском искусстве до сих пор не определены.

Что касается ленинградской послевоенной абстрактной живописи, то работ , посвященных этому явлению мало, часто это исследования в целом анализирующие историю неофициального искусства этого периода. Это каталог выставки «Self-identifications. Ars Baltica» [49], в котором В.Перц и А.Боровский посвятили несколько статей «газа-невскому» периоду ленинградской культуры, каталог «НЕТ!- и конформисты. Образы советского искусства 50-80 годов», со статьями М.Германа, Л.Кашук, М.Кагана, М.Тупициной , А.Эткинда , И.Кабакова. Распространено мнение, что абстракция была приоритетной областью «западнически» настроенных московских художников, тогда как в Ленинграде возобладали экспрессионистические влияния. А. Курбановский в статье «Некоторые тенденции новейшего отечественного искусства Санкт-Петербурга»высказывает мысль, что ленинградские абстракционисты, оказавшиеся в русле «ретроспективной хаотизирующей тенденции, частично следуя логике западного модернизма, частично обращаясь к наследию К.Малевича и В.Кандинского, пришли к формальному декоративному маньеризму” [50].  Настольными книгами исследователей, занимающихся современным ленинградским искусством, давно стали изданный цикл лекций «Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины ХХ века» Т. Шехтер [51] и работа «Художники «газа-невской» культуры» из серии «Современный ленинградский авангард», со вступительной статьей Е. Андреевой [52], в которой ленинградскому абстракционизму посвящено буквально несколько строк. 

Таким образом, мы видим, что остается целый теоретически неисследованный период развития абстракционизма в России второй половины века. Контекст существования и развития этого искусства внутри неофициальной живописи и его связь с русской традицией абстракции до сих пор не определены. Все вышеперечисленные исследования, посвященные этому вопросу, имеют исторический характер. А ведь в это время столь отчетливо проявились особенности абстракции не только как специфического жанра, но и как метода художественного мышления, мировоззренческого феномена на стыке живописи и философии. Поэтому целью данной работы является исследование абстрактного искусства в России второй половины века как отдельного периода в истории русской художественной культуры.

Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения следующих задач:

Теоретическое обоснование абстрактного художественного метода.

Анализ историко-художественных предпосылок формирования абстрактного метода в искусстве.

Исследование развития абстрактного искусства в России первой и второй половины ХХ века.

Выявление основных тенденций абстрактного искусства в Москве и Ленинграде во второй половине века.

Определение основных особенностей послевоенного абстрактного искусства в России.

Существенную методологическую роль в настоящем исследовании сыграли следующие концептуальные позиции:

Понимание творческого процесса  как раскрытия потаенной сути бытия М. Хайдеггера [53].

Понимание искусства как действа, литургии, духовного творчества К. Малевича [54]

Понимание абстрактного произведения как информационной формулы, своеобразного алгоритма Умберто Эко [55]

Понимание абстракционизма как предельной точки в развитии того или иного направления в ХХ веке В.Турчина [56]


Стиль АРТДЕКО Супрематизм К. Малевича