Историческое  развитие абстрактного метода в живописи Американский абстрактный экспрессионизм

Считаю, что глобальное значение авангарда выявлено еще не в пол­ной мере, однако уже очевидно, что он показал принципиальную куль­турно-историческую относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения; в частно­сти, вывел многие традиционные виды искусства и присущие им формы художественного мышления из сферы художественно-эстетического и, напротив, придал статус искусства предметам, явлениям, средствам и спо­собам выражения, не входившим в контекст традиционной художествен­ной культуры; довел до логического завершения практически все основ­ные виды новоевропейских искусств, тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя, не соответствуют современному уровню культурно-цивилизационного процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать духовно-художественно-эстетическим потребностям современ­ного человека и тем более человека будущего супер-технизированного общества; экспериментально наработал множество новых, нетрадицион­ных элементов, форм, приемов, подходов, решений и т. п.

 Фовизм

Бернар Дориваль

Не слишком большая дистанция разделяет ранний экспрессионизм, оформившийся примерно в 1990 годах, и его современник фовизм. Ряд произведений Вламинка (например, На стойке 1900/ Sur le zinc) стоят как раз на границе этих двух направлений. Вламинк утверждал, что "фовизм – это не изобретение, не образ действия, а способ существования, действия, мышления". Это все та же субъективная концепция живописи, все то же необходимое преувеличение своего "я", все то же преувеличение пережитого опыта, чтобы сделать свое творчество понятнее, все те же поиски эффекта, достигаемого такими же средствами: синтезом, предположением, заключением, прерывистостью, скачкáми. И в то же время между поборниками одного и другого движения образуется пропасть: живой интерес, проявляемый фовистами к пластическим проблемам, ощутимо проявился  в их увлечении интенсивным цветом. Усвоив правила и условные приемы египтян, мы станем понимать изобразительный язык, которым они описывали свою повседневную жизнь.

Фовизм не столь исключительно субъективен, как экспрессионизм, не так одержим идеей характерности, не так тяготеет к постижению тайн предметов и  живых существ, так как безучастен к метафизическим и социальным метаниям. В фовизме  присутствует меньше человеческих проблем - безразличие, иногда радость занимают его рассудок, откуда изгнан всякий пессимизм. Здесь другое проявление жизни, а отсюда и отсутствие родства душ. Не слишком горячие почитатели Тулуз-Лотрека, которого много изучал Дюфи, фовисты отдадут дань восхищения другим мастерам. Так много говорилось о преклонении перед Ван Гогом, что, возможно, значение его влияния преувеличено. Даже Матисс, восхищавшийся произведениями Ван Гога задолго до 1905 года (что доказывает выставка, организованная в честь художника в салоне Независимых), не вдохновился его примером. Если Вламинк и был, по его собственному признанию, очарован выставкой в галерее Bernheim, все же влияние гениального голландца не послужило основой для возникновения фовизма. Ван Гог лишь осветил и направил фовизм по пути поиска цвета. Реально фовизм сформировался в 1990 году. и демонстрация картин этого направления прошла только в марте 1901 году, после долгого периода, в течение которого они не имели возможности (со времени выставки в 1892 году в Ле Барк де Буттевиль Le Barc de Boutteville) видеть живопись нидерландцев. Таким образом, мы должны учитывать влияние не только произведений Ван Гога, но даже в большей степени произведений Гогена и даже гогенистов – Вюйара и Воннара в 1890 году, влияние которых на Матисса и Дерена было определяющим. Мы должны также помнить и о полотнах неоимпрессионистов, которые можно было легко увидеть на ежегодных Салонах Независимых. Не вызывает сомнений, что Синьяк и Кросс, за исключением Сëра, не повлияли значительным образом на Матисса, Марке и Дерена. Существенное влияние оказал на Матисса Сезанн. Матисс несколько раз предпринимал поиски конструктивного цвета по следам мастера из Экса. Мы помним, наконец, что Мане был первый, кто осмелился на это упрощение мастерства, эту живопись широких потоков контрастных  цветов, с отказом от валёров и моделирования. Многие фигуры Ван Донгена являются продолжением его "Флейтиста", не говоря уже о величественном "Портрете Рувейр"а (Portrait de Rouveyre), написанном Марке в 1904 году и "Портрете  Марке", созданном в том же году Камуаном! Не будем пренебрегать и ролью Японии, которая кажется мне определяющей в отношении рисунков Марке, хроматизма Дерена и которая также проявляется в произведениях Матисса. Не он ли представил на Осеннем салоне 1905 года "Японку" (номер по каталогу 719) и "Молодую женщину в японском платье на берегу воды (714), а в 1916 году написал триптих "Три cестры". Эти картины еще в большей степени, чем произведения западного средневековья обязаны искусству империи восходящего солнца, что совершенно справедливо указал А. Барр32. Художественные горизонты фовистов и экспрессионистов расходятся, несмотря на то, что оба течения (в частности, представитель одного их них, Руо) обязаны Гюставу Моро, наука которого, как ручей слилась с другими и образовала один большой фовистский поток.


Конструктивная живопись Живописный рельеф